Вопросы-ответы

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДС НАЛОГОВЫМИ АГЕНТАМИ

Разделы:
Налог на добавленную стоимость (НДС); Налоги и налогообложение






Просим разъяснить:
1. Порядок определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами при сдаче в аренду федерального имущества.
2. Порядок заполнения декларации по НДС налоговыми агентами.
3. Порядок учета излишне уплаченных сумм НДС.


В соответствии с п. 3 ст. 161 Кодекса при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. В соответствии с п. 16 правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914) организация, исполняющая обязанности налогового агента, обязана выписать счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж.

Согласно п. 3 статьи 171 Кодекса право на налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой. Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом для целей, указанных в п. 2 ст. 171 Кодекса, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.

Пунктом 1 ст. 172 Кодекса в отношении налоговых агентов предусмотрено, что налоговые вычеты производятся на основании документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.
В соответствии с п. 5 статьи 174 Кодекса налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Приказом МФ РФ от 07.11.2006 N 136н утверждены формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядок их заполнения.

Порядком заполнения раздела 2 "сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента" предусмотрено, что раздел 2 включает в себя показатель суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, по данным налогового агента, с указанием кода бюджетной классификации, на который подлежит зачислению сумма налога и который указывается в соответствии с законодательством РФ о бюджетной классификации.
Пунктом 24 указанного приказа установлено, что в графе 4 строки 310 налогоплательщиком отражается подлежащая вычету сумма налога, фактически перечисленная им в бюджет в качестве покупателя - налогового агента, в порядке, определенном п. 3 - 5 статьи 174, при выполнении условий, установленных статьями 171 - 173 Кодекса, и отраженная по строке 090 раздела 2 декларации по принятым к учету товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения операций, являющихся объектом налогообложения.

Таким образом, в книге покупок счет-фактура, составленный налоговым агентом, регистрируется в том отчетном периоде, когда выполнены все вышеуказанные условия (т.е. в следующем налоговом периоде после фактической уплаты налога налоговым агентом на соответствующий счет бюджетной классификации и представления налоговой декларации).

2. Согласно пункту 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно разделу 1 приказа федеральной налоговой службы от 16.03.2007 N ММ-3-10/138 "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" карточка "РСБ" местного уровня предназначена для учета сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами (далее - плательщик), по текущим платежам и неурегулированной задолженности.
Если на юридическое (физическое) лицо в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, открывается карточка "РСБ" с признаком "Налоговый агент".

Таким образом, в случае, когда одно и то же юридическое лицо является налогоплательщиком и налоговым агентом, налоговые органы ведут раздельный учет платежей.

В случае если в КРСБ налогоплательщика числится переплата по налогу, то в соответствии с п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Однако согласно письму ФНС России от 20.07.2006 N САЭ-6-19/705@, доведенного до инспекций письмом Управления от 24.07.2006 N 14-06/08518@, при проведении зачетов (возвратов) и в целях координации действий налоговых органов по выполнению требований статей 78, 79, 176 и 203 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо руководствоваться приказом ФНС России от 15.09.2005 N САЭ-3-19/446@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам" (с изменениями и дополнениями от 12.12.2005, от 03.07.2007).

В соответствии с п. 1.2 раздела 1 методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам при проведении зачетов должно быть обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юридического лица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юридического лица как налогоплательщика.
Исходя из вышеизложенного, у налоговых органов отсутствуют основания на проведение зачета из переплаты по НДС в счет погашения задолженности по НДС (налоговый агент) и наоборот.

Однако при наличии переплаты по налогам, сборам, пени, штрафам налогоплательщик либо налогоплательщик, являющийся налоговым агентом, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением на возврат излишне уплаченных сумм налога. Данный возврат может быть произведен только при отсутствии недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням и штрафам, начисленным тому же бюджету.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TAXIN.RU | Налоги в России" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)